Может ли музыка лечить?

Текст. Говоря о музыке, нельзя пройти мимо статьи, появившейся вчера на сайте журнала Tre ds i Cog itive Scie ce. Сами того не замечая, мы используем музыку в терапевтических целях, включая в плеере Мелодии для релаксации, что-нибудь ритмичное для умственной и физической мобилизации или радостное и светлое, дабы развеять депрессию. Музыку иногда используют даже для того, чтобы снять боль.


Однако всё это многими воспринимается со скепсисом: музыка - слишком нематериальная субстанция, чтобы оказывать заметное влияние на физиологию. Однако есть один способ узнать, влияет ли музыка на психофизиологическое состояние. Для этого нужно заглянуть в нейрохимическую лабораторию мозга.


Любой сигнал извне отзывается у нас активностью нейронов, а активность нейронов связана с циркуляцией нейромедиаторов. Музыка, естественно, тоже должна вызывать какие-то перемены в работе нейромедиаторов, и этому вопросу посвящено довольно много работ. Есть, например, целых пятнадцать исследований, в которых говорится, что уровень стрессовых кортизоловых гормонов падает после прослушивания релаксирующей музыки.


Эти нейрохимические системы обеспечивают работу четырёх функциональных зон мозга. Первый формируется системой подкрепления, центром удовольствия и мотивационными областями, второй отвечает за стресс и возбуждение, третий связан с иммунитетом, а четвёртый - с социальными связями. Причём разные характеристики музыки, по-видимому, влияют на разные центры.


Например, ритм-упражнения помогают замедлить развитие возрастных изменений в мозгу у пожилых - и здесь, очевидно, всё дело в ритмической активности, которую музыка возбуждает в нейронах зоны, отвечающей за иммунитет. То есть пожилым рекомендуется не просто общаться друг с другом, но и заниматься, скажем, коллективным музицированием на разных ударных инструментах. А вот групповое пение, например, способствует выбросу окситоцина, который отвечает за укрепление социальных связей.


То, что застольное пение способствует родству душ, известно давно, однако, как видим, тому есть серьёзное нейрохимическое обоснование. Причём окситоцин срабатывает не просто при коллективных посиделках, а именно при музыкальном - вокальном - времяпрепровождении. В части снятия стресса музыка может быть даже более эффективна, чем медикаменты: оказывается, прослушивание музыки перед операцией успокаивает пациента сильнее, чем валиум. Очевидно, тут задействована опиоидная нейрохимическая система.


Музыкальная антистрессовая терапия, конечно же, предпочтительнее медикаментозной, и по стоимости, и по отсутствию побочных эффектов. Разумеется, есть множество учёных, занимавшихся психофизиологией восприятия музыки, которые не пришли к каким-то конкретным результатам. Часто эффект от музыки был слабый или проявлялся непрямым образом, со многими ограничениями. Однако даже с этими оговорками понятно, что прослушивание музыки может давать положительный физиологический эффект. Как этот эффект сгустить, как им вообще управлять - дело дальнейших работ.


По-видимому, исследования в этой области в первую очередь будут сосредоточены на взаимоотношениях музыки и нейрохимических систем мозга. И если им будет сопутствовать успех, то в будущем, возможно, часть аптечных лекарств просто исчезнет за ненадобностью - их место займут аудиозаписи. Подготовлено по материалам Университета Макгилла.


Социальные закладки:

Любителям прекрасного предлагают спуститься под землю

Музыканты всех жанров и стилей борются за право дать концерт в парижском метро. На самую большую французскую сцену попадают из этой маленькой комнатки. Не более 15 квадратных метров, но если пройти здесь кастинг, впереди 5 миллионов зрителей. Столько людей каждый день оказывается в парижском метро. И публика эта со всех стран.


Метро это же шанс обратиться напрямую к людям, пока они куда-то добираются! Поразить их!" Joi DA Tease". Раньше ребята играли на улице, но оттуда постоянно прогоняют жандармы. За официальное разрешение на выступление в метро в этом году борются 2 тысячи исполнителей. Аккредитацию получат только 300. Залог успеха на этом конкурсе: надо удивить нас.


А это сложно, так же сложно, как и привлечь внимание спешащих по делам пассажиров", - отмечает член жюри Стелла Сэнсон. Здесь музыка без границ, свое право играть в парижском метро отстаивают исполнители от Южной Америки до Австралии. Никаких документов не просят, а все заработанное в подземке будет считаться чаевыми и налогом, конечно, не облагается. Вот она, парижская сцена!


302 станции. Если бы существовала музыкальная карта метро, то она бы выглядела, скорее всего, так: в центре, по традиции, классика и фольклор, на западе джаз, на востоке поп, южнее рок, ну а на севере экспериментируют и смешивают все возможные стили. Пассажиры голосуют ногами. Иногда не просто останавливаются, а даже пускаются в пляс прямо посреди перехода.


Многие выкладывают потом записи в интернет, где давно уже спорят: на парижской станции "Шателе" выступают украинцы или русские. На самом деле, и те, и другие. Иногда плачут даже! Одни танцуют, другие плачут, третьи просто подпевают. Видно, что люди понимают, так же, как мы понимаем латиноамериканский джаз, например", - говорит музыкант Зиновий Назарович.


А песня про кризис, написанная группой из Кот д'Ивуара теперь практически гимн привокзальной станции Сен Лазар, откуда ежедневно поезда увозят из Парижа людей, потерявших работу. Конечно, заветная мечта многих музыкантов, поющих в метро, понравиться случайно проходящему мимо продюсеру, получить постоянную работу и из метро выбраться.


Смогла же прославиться Эдит Пиаф, а ведь тоже выступала сначала перед проходящими мимо людьми.


Социальные закладки:

Рейтинг популярности - на эти заметки чаще всего ссылаются:

апрель 2013
пн вт ср чт пт сб вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30