Что такое и откуда взялся русский шансон

Русский шансон, зарождавшийся в маргинальной социальной среде, давно перестал быть маргинальным жанром и стал общекультурным и чуть ли не общегосударственным явлением. Фестивали шансона проводятся в Кремлевском дворце, а самые популярные представители этого музыкального направления занимают первые места не только в нишевых, но и в самых обычных чартах - например, русского iTu es.


Чтобы разобраться в природе и истоках явления, Лента.ру поговорила с фольклористом, антропологом, деканом факультета антропологии Европейского университета в Санкт-Петербурге Михаилом Лазаревичем Лурье, а Le ta.doc посетила Государственный музыкально-педагогический институт имени Ипполитова-Иванова и поговорила с его студентами, преподавателями и ректором - Валерием Иосифовичем Вороной. Лента.ру : Сколько лет русскому шансону в его нынешнем виде?


Михаил Лурье: На такой вопрос можно дать несколько ответов - смотря что считать историей, что предысторией, что историческими корнями. Русскому шансону как явлению в его нынешнем виде, я считаю, столько лет, сколько существуют Радио Шансон - то есть немногим более десяти лет - и само словосочетание русский шансон.


Появление имени - это сигнал, что сложилась и идентифицировалась некоторая традиция со своими музыкальными и текстовыми чертами, со своей аудиторией. Если же говорить о том, что этому предшествовало, как традиция складывалась, то нужно обратить взгляд к 1960-м - 1970-м годам, когда развивалась знаменитая подпольная индустрия записи и тиражирования песен. Наиболее яркой звездой был, конечно, Аркадий Северный.


Разумеется, все это появилось не на пустом месте: была и традиция ресторанного исполнения, и в эмигрантской среде пели подобные песни, и собственно в криминальной среде.


Но именно тогда, в эпоху песен на костях, стиль, восходящий к тюремной и криминальной песенным традициям, стал воспроизводиться сознательно и достаточно массово, подвергаться стилизациям - люди начали уже не просто петь блатной фольклор, но и специально сочинять, записывать и исполнять песни, отсылающие к блатной, к дворовой традиции и имеющие признаки, по которым эту традицию опознавали.


Второе рождение - это конец 1980-х - начало 1990-х, когда начинается уже не подпольная, а совершенно открытая индустриализация и коммерциализация этой традиции, ее воспроизведение уже в других масштабах и, я бы сказал, в институциональных формах. Русский шансон, наверное, именно в этот момент уравнивается во влиянии с такими мощными песенными традициями XX века, как бардовская песня или русский рок.


Какие структурные признаки у этого жанра, который начинает оформляться в 1970-е? Эти признаки сохранились по сию пору или трансформировались? Основной набор признаков, делающих произведения традиции узнаваемыми, как мне представляется, остался прежним. То, что мы сейчас слышим в маршрутках, сложилось уже тогда. Во-первых, это признаки тематические.


Русский шансон прямо или косвенно связан с криминальным миром, и, соответственно, его тематика - существование криминального социума, тюремное заключение, тюремный быт. Порождение этой темы - мотивы тоски, одиночества, измены женщины, которая осталась на воле, либо наоборот верности, которая побеждает разлуку тюремную, мотив побега из тюрьмы и так далее.


Есть признак лингвистический, лексический. Это использование блатного языка, жаргона, так называемой фени - у этого явления много разных названий, и народных, и специальных. Я слышал, что в блатном мире считается, что исключительно на густой фене говорят новички и малолетки, а реальные ребята - они тоже употребляют ее, но лишь постольку-поскольку.


Мне сложно говорить о чисто музыкальных характеристиках, но что они есть, это несомненно. Что касается формальных характеристик текста, то это практически всегда куплетная форма и литературный силлабо-тонический стих. Еще один параметр - это характеристика лирического героя, который должен быть узнаваем.


Лирический герой этой поздней традиции похож на героя классической блатной песни 1920-х годов, но как мне кажется, гораздо более разработан и более очевидно очерчен. Это человек, безусловно, одинокий. По разным причинам. Либо у него просто такое жизненное ощущение и своеобразное кредо - быть волком-одиночкой. Затем, это человек, разделяющий идеалы блатного сообщества: идеалы дружеской верности и надежности, идеалы превосходства групповых ценностей над индивидуальными.


Это носитель как бы определенной конфигурации нравственных ценностей. Скажем, преступная деятельность - кража, убийство - как таковые не считаются нарушениями каких бы то ни было моральных запретов, потому что здесь превалируют не общечеловеческие, а субкультурные нормы, запреты и предписания. А по ним одно дело - предательство товарища, а другое дело - убийство мента, который даже на языке этой субкультуры называется гадом, сукой, легавым и тому подобными нечеловеческими именами.


Долг перед своими и долг вечного противостояния своим заклятым врагам, то есть правоохранительным органам - это важные моральные предписания. Эта специфическая нравственная система так или иначе постоянно проговаривается, текстуализируется в песнях, если не напрямую, то через какие-то сюжеты, исповедальные фрагменты и так далее.


Социальные закладки:

Комментарии к этой заметке больше не принимаются.

Все заметки категории «Новости»

Рейтинг популярности - на эти заметки чаще всего ссылаются:

май 2013
пн вт ср чт пт сб вс
1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31