Почему капитан МКС исполнил Space Oddity Дэвида Боуи

Капитан экипажа Международной космической станции Крис Хэдфилд снял на борту МКС видеокавер на песню Дэвида Боуи Space Oddity. В своем твиттере астронавт написал: С уважением к гению Дэвида Боуи - вот Space Oddity", записанная на МКС. Последний взгляд на мир. Песня, которую он записал, подыграв себе на гитаре, стала своеобразным прощальным жестом Хэдфилда: его миссия на орбитальной станции подошла к концу, и скоро он вернется на землю.


Астронавт Канадского космического агентства Крис Хэдфилд, помимо своего основного задания, в течение всего пребывания на борту МКС занимался удивительной работой. К концу пребывания Хэдфилда на МКС количество читателей его твиттера превысило 800 тысяч человек, а сам космонавт сыграл песню, которую ему заказали именно на Реддите.


На время вахты Хэдфилд фактически стал добровольным SMM-менеджером космоса, его главным популяризатором в мире, где скорость развития информационных технологий намного обогнала космическую, а само межзвездное пространство с каждым годом манит все меньше людей. Причин этому множество, возможно, иначе и быть не могло, но что такой человек на прощание сыграл именно Space Oddity кажется очень логичным. Эта песня - само воплощение романтики покорения космоса.


Он скучает по жене и, вращаясь в своем корабле, как в консервной банке, видит такие звезды, которых не видел до этого никогда - и что ему ответить тем, кто остался на земле и спрашивает, за какую команду он болеет? Первый хит в карьере Дэвида Боуи был первой рок-песней в истории, в которой чувства щемящего героического одиночества оказалось достаточно, чтобы она могла претендовать на космонавтский гимн.


В каком-то смысле Space Oddity стала дистиллятом темы межзвездных путешествий в художественной культуре того времени, которая, несмотря на повальное увлечение космосом, к 1969 году явно не поспевала за инженерной мыслью. Кадр из фильма Запрещенная планета Не поспевала, конечно, за некоторыми исключениями - которые со временем стали правилом.


Боуи написал Space Oddity под впечатлением от фильма Стенли Кубрика Космическая одиссея 2001 года, вышедшего годом ранее.


Никто до гениального сумасброда Кубрика не снимал о космосе ничего подобного, такого, что передавало бы беспощадную красоту далеких звезд, жестокость бесконечности Вселенной, холод космических просторов, величие человеческого разума и хрупкость его жизни - до этого экранизации удостаивались разве что кретинские истории о том, как земляне в аляповатых скафандрах сражались на картонных планетах с резиновыми монстрами.


Впоследствии в интервью музыкант рассказывал, что был так потрясен увиденным в кинотеатре, что пересматривать картину ходил несколько раз. Она заставляла музыку лететь ко мне, - говорил он. Изначально Боуи пошел за поддержкой к пятому битлу Джорджу Мартину, однако тот отказался работать со в ту пору еще только начинавшим музыкантом.


Тогда последний обратился к продюсеру Тони Висконти, с которым Боуи предстояли десятилетия совместной плодотворной работы, однако демо-версия не произвела впечатления и на него, и Висконти перенаправил артиста к Гасу Даджену. В работе над записью приняли участие Рик Уэйкман, Мик Уэйн, Херби Флауэрс и Терри Кокс.


Space Oddity стала первым популярным синглом Боуи, которых он ранее успел выпустить с десяток. Отчасти успех пришел к музыканту из-за того, что он выпустил пластинку 11 июня, то есть за месяц с лишним до того, как экипаж Аполлона-11 во главе с Нилом Армстронгом высадился на лунную поверхность.


Песню успели заметить сотрудники Би-Би-Си, которые решили озвучивать ею космические трансляции - в качестве альтернативы у них была только Fly me the Moo из репертуара Фрэнка Синатры и легкомысленная поп-песенка Space Cowboy ансамбля Стива Миллера - ну а песня Оскара Фельцмана Заправлены в планшеты космические карты, которой сопровождались сообщения о полете Юрия Гагарина на советском телевидении, сотрудникам британской вещательной корпорации не подходила по ряду понятных причин.


Примечательно, что сотрудники Би-Би-Си не пускали в эфир песню Боуи до тех пор, пока не получили известий об успешном возвращении миссии Армстронга. Тем не менее песню услышали все жители Великобритании. Так Боуи добрался до 5-го места в хит-параде.


В США сингл Space Oddity не поднялся выше 24-го места, но начало было положено. Правда, к этому моменту две итальянские группы Equipe 84 и The Computers выпустили по собственной версии оригинальной песни, а в переводе, который спел Боуи, не было ни слова про космос. А ведь смысл был именно в нем. Впрочем, Боуи все отлично понял, и со Space Oddity начался его космический период, вслед за которым пришла и слава.


Дэвид Боуи стал иконой глэм-рока, а в этой ипостаси - сверхпопулярным артистом, во многом определившим звучание поп-музыки на десятилетия вперед.


Американский космонавт Фрэнк Борман и советский космонавт Герман Титов с женами на приеме у председателя президиума ВС СССР Николая Подгорного, июль 1969 года Фото: Юрий Сомов архив РИА Новости Слово глэм, glamour можно перевести на русский как обаяние, а в 1969 году, по воспоминаниям очевидцев, возможность очаровываться хоть чем-то была жизненно необходима, чтобы отвлечься от ощущения безысходности.


Социальные закладки:

Комментарии к этой заметке больше не принимаются.

Все заметки категории «Новости»

Рейтинг популярности - на эти заметки чаще всего ссылаются:

май 2013
пн вт ср чт пт сб вс
1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31