Мелодии и ритмы ближнего зарубежья

Воспоминаяния о музыкальных героях бывших советских республик. Юрмала-86, Песня-80, пластинки фирмы Мелодия с Апрелевского или Рижского заводов или же с Ташкентского завода грампластинок имени Муллы Туйчи Ташмухамедова, журнал Кругозор и аббревиатура ВИА - все вышеперечисленное в советские времена было неотъемлемой частью музыкальной культуры.


В многонациональном государстве и эстрада была многонациональной, поэтому на всех крупных музыкальных мероприятиях для представителей национальных окраин существовала определенная квота.


Причем со временем многие из тех, кто выступал по квоте, - как, например, София Ротару или ВИА Песняры, - приобрели всесоюзную популярность, пережившую и сам СССР.На фоне закончившегося на днях в Юрмале конкурса Новая волна, который, очевидно, призван создавать иллюзию былого музыкального братства, - и ни в коем случае не претендуя на объективность, - Лента.ру решила вспомнить некоторых как очень известных, так и менее популярных исполнителей из бывших братских республик.Азербайджанская эстрада времен СССР ни с кем не ассоциируется так неразрывно, как сМуслимом Магомаевым - гениальным певцом и неотразимым мачо, сводившим с ума всех женщин Союза.


Хотя чисто эстрадником этого исполнителя назвать сложно - всему миру он был известен скорее как оперный певец, - любовь широкой публики Магомаев завоевал в первую очередь благодаря таким шлягерам, как Белла Чао, Королева красоты, Лучший город земли.


В среде музыкальной богемы советской эпохи неоспоримым авторитетом пользовался легендарный армянский композитор и пианист Арно Бабаджанян, который, как и Магомаев, в своем творчестве выходил далеко за рамки эстрады.


Без музыки Бабаджаняна, сотрудничавшего с такими поэтами, как Роберт Рождественский, Евгений Евтушенко, Андрей Вознесенский, тяжело было бы представить себе советскую эпоху в целом.Флагманом белорусской эстрады всегда были ВИА Песняры, которые продолжали успешно выступать по всему миру и после распада Советского Союза. Впрочем, не стоит сбрасывать со счетов и таких исполнителей, как ВИА Сябры или Верасы.


Их песни постоянно звучали на центральном радио и телевидении Союза, так что одно время впору было говорить о Belarus I vasio. И все же Белоруссия в исполнении Песняров, ставшая чем-то вроде неофициального гимна республики, до сих пор остается вне конкуренции. Из местных же групп самой популярной была ВИА Иверия, выпустившая только на Мелодии шесть долгоиграющих пластинок. В 1977 году Иверия завоевала первую премию на Всесоюзном конкурсе советской песни.


Помимо пластинок, ВИА поставила два мюзикла, по которым впоследствии были сняты художественные фильмы.Самой известной казашкой в СССР была, без сомнения, Роза Рымбаева. Во второй половине 70-х годов она была третьей по популярности певицей в стране после, разумеется, Аллы Пугачевой и Софии Ротару.


Рымбаева неоднократно выходила в финалы конкурса Песня года. Исполнительница, которая продолжает карьеру до сих пор, утверждает, что никогда не поет под фонограмму. Лирическое сопрано Рымбаевой заслужило ей титул Соловья Средней Азии. Артисты, представлявшие на различных конкурсах среднеазиатские республики, всегда воспринимались как экзотика. Киргизия в этом плане - не исключение.


ВИА Наристе, образованное в 1971 году в высокогорном поселке Мин-Куш Нарынской области, на фоне других местных исполнителей можно назвать по-настоящему популярным - ансамбль записал две пластинки на фирме Мелодия, выступал на всесоюзных фестивалях и ездил с гастролями по странам социалистического лагеря. Солистом ВИА был народный артист Киргизии Шамшыбек Утебаев. Латвийскую группу Зодиак под управлением Яниса Лусенса вряд ли можно назвать ВИА, поскольку исполняла она исключительно инструментальную, электронную музыку.


Причем с космическим уклоном, взяв за образец творчество весьма популярной в Союзе французской группы Space Дидье Маруани и отчасти, как ни удивительно, идеологически враждебный Kraftwerk. Без композиций Зодиак в начале 80-х годов не обходилась ни одна советская дискотека. Одно время группа была фактически визитной карточкой Латвии, несмотря на то, что республику представлял также и главный маэстро позднего СССР - Раймонд Паулс.


В постсоветское время хит Зодиак Рок на льду использовали НОМ в своем фильме Пасека. Одним из первых ВИА в СССР был коллектив из Литвы под незамысловатым названием Эстрадные мелодии. Он был создан на основе реформированного Литовского эстрадного оркестра.


В период 1966-1975 годов ансамбль дал более двух с половиной тысяч концертов, записывался со многими местными исполнителями, в том числе с Дануте Неймонтайте.Многие считают Софию Ротару молдавской певицей, хотя на самом деле она родилась и всегда жила на Украине. Самой же известной молдавской исполнительницей в СССР была Надежда Чепрага. Дебют певицы состоялся в детской передаче Будильник, когда будущая звезда эстрады еще училась в девятом классе.


В 21 год Чепрага записала первую пластинку, а к концу 1970-х певица стала завсегдатаем конкурса Песня года. Эстрадный оркестр Гульшан был сформирован в Душанбе в 1964 году при Государственном комитете по радиовещанию и телевидению Таджикистана решением Совета министров республики.


Социальные закладки:

Комментарии к этой заметке больше не принимаются.

Все заметки категории «Новости»

Рейтинг популярности - на эти заметки чаще всего ссылаются:

август 2013
пн вт ср чт пт сб вс
1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31