Живая музыка возвращается во власть

И вот - в начале ХХI века появился новый коллектив, который вернул на эстраду и в телеэфир живое оркестровое звучание. Это - Фонограф-Симфо-Джаз под руководством замечательного пианиста, дирижёра и бэнд-лидера Сергея ЖИЛИНА. Оркестр сформировался не на пустом месте - его основой стал знаменитый джаз-банд Фонограф, которому в этом году исполняется тридцать лет.


23 октября в Государственном Кремлёвском дворце пройдёт юбилейный концерт Фонографа - в его теперь главной - симфоджазовой ипостаси.


О большом оркестре, живой музыке и эстрадных звёздах - наш разговор с Сергеем Жилиным, знаменитым музыкантом в белом фраке, сопровождающим со своим оркестром все главные телевизионные музпроекты последних лет. Когда случилась первая работа на телевидении с оркестром? Самая первая - это давний Голубой огонёк Анели Меркуловой на третьей кнопке, смешная была программа. Вторая состоялась уже через несколько лет - это Хазанов против НТВ.


Ну а потом - Танцы со звёздами, Две звезды, Голос. Когда на основе вашего Фонографа начал создаваться большой симфоджазовый оркестр, была идея сделать его чисто телевизионным? И - коммерческим? Абсолютно нет. Мы всегда занимались только тем, что нам интересно. Первая серьёзная работа - это Две звезды ? Как музыкальная программа - да.


Но до этого были Танцы со звёздами, музыки там звучало много, но её роль была сугубо прикладная. Кстати, после того как мы завершили свою работу в Танцах, они выходили в эфир ещё несколько сезонов. И с каждым разом новый оркестр, который аккомпанировал танцорам, удивлял всё больше и больше.


В последних выпусках он уже напоминал ресторанный ансамбль из Вокзала для двоих, где пианиста сыграл Александр Ширвиндт. Что лишний раз свидетельствует о скромной роли музыки на танцевальном паркете. Но для нас это был очень важный опыт: надо было отрепетировать и сыграть большое количество самых разных произведений в очень сжатые сроки. И - качественно!


Почему после многих лет абсолютного господства на музыкальном телевидении фонограммы, попросту говоря фанеры, - появилась необходимость в живом звуке? Нужно вспомнить, почему в 90-е годы фонограмма одержала победу над живым звуком. У нас в своё время был прекрасный эстрадно-симфонический оркестр Юрия Силантьева.


Но в какой-то момент его звучание стало уступать модным тембрам новых фонограмм, которые писались на современных электронных инструментах в хороших студиях при помощи секвенсоров и компьютеров. Кстати, на Западе существовала аналогичная тенденция. Неслучайно в конце 90-х большой оркестр ушёл, например, с конкурса Евровидение.


Фонограмма звучала ярче, мощнее и привлекательнее. У нас ещё раньше оркестр исчез с Песни года. И в какой-то момент осталась одна фанера. При этом фонограммы становились всё лучше и лучше. Да, в хороших фонограммах присутствует настоящая жизнь. Достаточно сказать, что многие фонограммы пишутся сейчас с использованием живых инструментов, а не только электронных молотилок.


Мы у себя в Фонографе всегда так делаем - пишем только живьём. Замечу, играем только вживую. Но - для многих других здесь и возникает главная проблема. Например, запись сделана вчера, когда солист приехал с гастролей уставшим, у него было определённое состояние - физическое, эмоциональное, психическое..


Музыканты, наоборот, были весёлыми и отдохнувшими. И вот через месяц им всем, включая солиста, под эту фонограмму нужно обозначать некую деятельность. Они должны попадать в то настроение, в ту атмосферу, в которой эта запись была сделана. Это - двойной обман. Артист обманывает сам себя, кривя душой и прикидываясь тем, кем был, когда записывал фонограмму. Обманывает зрителя, которого никогда не предупреждают с афиши о том, что он участвует в коллективном прослушивании пластинок.


А телевидение это транслирует? Да, есть программы, которые держат пальму первенства. Но эта ситуация уже многим и давно надоела! Живая волна наконец-то докатилась до телевидения. И в программах Две звезды, Достояние Республики, Голос создатели решили добиться того живого состояния, той атмосферы, благодаря которой и рождается настоящая музыка. Это состояние стало интересным именно для телевидения, а программы с живым звуком оказались очень привлекательными для зрителя.


Всё, что артист знает, любит и умеет, он должен показать за три-четыре минуты. Я всегда вспоминаю афоризм, услышанный от Владимира Матецкого: Ты хорош ровно настолько, насколько хороша твоя последняя песня. Если ты хорошо выступил вчера, то сегодня ты в рейтинге. А если вчера облажался, то любые прежние заслуги обнуляются. У вашего оркестра огромный опыт работы в жанре, над которым часто иронизируют. Это - русский шансон. А с ними - как? По понятиям?


Понятие у них простое. Не надо ничего лишнего. Мы уже третий или четвёртый год участвуем в программе Шансон года. Артисты этого жанра приносят нам свои песни и с удовольствием поют живьём. Только не надо им создавать лишние трудности. Не стоит улучшать аранжировку, внедрять туда своё я. Можно добавить что-то незаметное для исполнителя и чуть-чуть украшающее звучание этой музыки.


Мы это поняли, но не сразу. Кто из российских шансонье вам наиболее симпатичен? Сложно сказать. Безусловно - Михаил Шуфутинский, Александр Розенбаум, Слава Медяник.


Социальные закладки:

Комментарии к этой заметке больше не принимаются.

Все заметки категории «Новости»

Рейтинг популярности - на эти заметки чаще всего ссылаются:

август 2013
пн вт ср чт пт сб вс
1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31