Как возрождалось хоровое пение в СССР

Советский Союз часто ругают и стараются преподнести в мрачных красках. Однако, справедливости ради, не стоит забывать и про те плюсы, которые в нем были, а также про то, что дала нам эта эпоха. Одной из таких вещей была популяризация детского хорового пения. В России пение является неотъемлемой частью культуры. Об этом свидетельствует и большое количество народных песен, и многочисленные свидетельства историков о распространенности застольной песни.


Однако вплоть до середины ХХ века хоровое образование было представлено небольшим количеством специализированых школ при музыкальных училищах, а репертуар хоровой песни состоял в основном из произведений, слишком сложных для исполнения неподготовленными певцами. И именно СССР подарил нашей стране людей, которые изменили эту ситуацию и создали систему хорового воспитания национального масштаба.


Среди тех, кто повлиял на создание и развитие системы хорового воспитания много великих имен - это такие композиторы как Крылов и Дунаевский. Это был очень важный вклад в развитие хорового творчества, так как подобные песни могли петь даже не профессиональные, или, как их еще называли - самодеятельные хоры. Вообще людей, которые поднимали хоровое пение в середине ХХ века было довольно много.


Такие педагоги как Сивухин, Лебедев, Соколов - не только создавали прекрасные коллективы, но и оставляли большое наследие в лице своих учеников, которым передавали любовь к хоровому делу. Но, к сожалению, ни отдельные песни ни ученики гениальных педагогов, по отдельности не решали проблему хорового пения в масштабах страны.


В середине 50-х годах это очень четко осознал молодой дирижер Георгий Струве. Будучи учеником известного композитора и музыканта Дмитрия Кобалевского, он понимал, что для развития хорового пения в масштабах такой большой страны как СССР нужна системная работа и в итоге посвятил этому свою жизнь.


Спустя 6 лет он создал первую в СССР детскую хоровую студию "Пионерия", впоследствии ставшую самым известным детским хоровым коллективом Союза. Чтобы понять существующую проблему, нужно внимательнее посмотреть на те виды хоров, которые в то время существовали.


В первую очередь наличием музыкального образования у первых и отсутствием у вторых. Это было следствием того, что профессиональны коллективы имели педагогическую базу, которая позволяла подготовить певцов, а самодеятельные не располагали ни педагогами, ни достаточным количеством времени для обучения. Следовательно, первым шагом на пути к созданию хорового движения в стране была разработка простой системы преподавания основ музыкальной грамотности.


Георгию Струве удалось создать такую систему, в которой не было обилия непонятных простым людям терминов, но, при этом было достаточно данных для быстрого понимания этих основ. Им стало его знаменитая система "Хорового сольфеджио". Теперь обучить певцов необходимому уровню музыкальной грамотности мог руководитель коллектива, в ходе обычных регулярных занятий. Его книги по музыкальному воспитанию детей и молодёжи изданы общим тиражом более 1,5 млн.


100 тыс. 500 тыс. 50 методических и репертуарных сборников, в т. Хоровое сольфеджио". Получив инструмент, благодаря которому можно быстро обучать детей и имея успешный опыт на своем хоре, он стал ездить по разным городам России и союзных республик, помогая создавать аналогичные коллективы, и щедро делился своими знаниями и методиками. Сегодня, в эпоху бизнеса, патентных споров и интеллектуальной собственности, он, возможно, стал бы миллионером.


Но тогда, в СССР, денег за авторские методики никому не полагалось, а книги не сулили миллионных гонораров. Впрочем, нельзя сказать, что он был бедным человеком, или, что его труд не оплачивался. Были и награды, и квартиры и финансирование для хоровых фестивалей, которые он организовывал.


Но главное - были сотни благодарных ему педагогов и миллионы счастливых детей, которые пели его песни и получили возможность петь благодаря разработанной и распространенной им системе организации хоровых коллективов, получившей название "хоровая студия". И хотя уже этот вклад был огромным, все же оставалось еще одно слабое звено в этой цепи.


Уровень мастерства хоров оставался недостаточно высоким, чтобы исполнять бОльшую часть существующих произведений.


Как уже упоминалось выше, в СССР были композиторы, чьи песни могли исполнять почти любые коллективы, но чем дальше распространялась модель хоровых студий, и чем больше появлялось полноценных, пусть пока еще и неопытных, коллективов, тем больше песен им требовалось. Ведь хоры были очень разными - детскими, юношескими, взрослыми, женскими и так далее.


И, будучи по образованию композитором, Георгий Струве стал писать очень простые для запоминания и исполнения песни, которые подошли бы разным хорам. Самым известным его произведением, пожалуй, является песня "Моя Россия". Стоит отметить, что оставленное им наследие отразилось и на его собственных детях. Продолжая дело популяризации хорового пения, Мария стала президентом Гильдии дирижеров-хоровиков России.


Она также разработала и успешно преподает уникальную методику постановки голоса, благодаря которой детский хор может выступать на равных со взрослыми коллективами.


Социальные закладки:

Queen нашли песню группы времен Фредди Меркьюри

Гитарист группы Quee Брайан Мэй сообщил на своем сайте, что вместе с ударником коллектива Роджером Тейлором работает над незавершенной песней группы, случайно обнаруженной ими в понедельник. Мы вместе играем на треке, о котором все позабыли и который не был закончен.


Он звучит так свежо, и теперь аккуратно переведен в среду ProTools, где звучит точно так, как на 24-полосной магнитной ленте, на которой был записан более 30 лет назад! Что радует больше всего, так это то, что никто не завладел этой записью и не "слил" ее. Блестяще, не правда ли?" РИА "Новости". По словам Мэя, на этой неделе вместе с Тейлором они решили поработать над "археологией" песни по-отдельности, а затем объединить результаты самостоятельных трудов.


Я не могу не чувствовать кайф. Я снова жив. Здорово снова примерить на себя шляпу Quee на некоторое время. Этот год будет интересным, если не сказать больше", - делится Мэй.


Весной этого года Брайан Мэй приедет в Россию с собственным проектом - вместе со звездой мюзикла We Will Rock You Керри Эллис он выступит с акустическим концертом в рамках тура The Ca dlelight Co certs на сцене столичного "Крокус Сити Холла" 16 марта. По словам представительницы организаторов концерта, "в интимной атмосфере при свечах" московские зрители услышат классику Quee и собственные композиции Эллис под акустику.


Будут исполнены такие бессмертные хиты, как Somebody to Love, Love of My Life, Crazy Little Thi g Called Love, "39", песни с альбома Эллис A thems, а также любимые артистами композиции из мирового музыкального наследия.


Социальные закладки:

Pussy Riot и Путин номинированы на музыкальную награду NME

Российская панк-группа Pussy Riot номинирована на музыкальные награды журнала NME. Надежда Толоконникова и Мария Алехина, в конце декабря освобожденные из колоний по амнистии, представлены в категории Герой года. Их конкурентами станут Дэвид Боуи, в отчетном году вернувшийся в музыку с альбомом The Next Day после 10-летнего перерыва, а также Лу Рид - основатель группы The Velvet U dergrou d, скончавшийся в конце октября.


Кроме того, в номинации представлены лидеры групп Arctic Mo keys и Haim Алекс Тернер и Эсте Хаим, а также комик Рассел Брэнд. В противоположной номинации Злодей года представлены президент России Владимир Путин, британский премьер-министр Дэвид Кэмерон, певица Майли Сайрус, исполнитель хита Blurred Li es Робин Тик, 19-летний поп-певец Гарри Стайлз и тот же Рассел Брэнд.


Больше всего номинация на премию у Arctic Mo keys - группы, выпустившей в 2013 году альбом AM, который редакция NME признала пластинкой года. На втором месте калифорнийское рок-трио Haim - у нее шесть номинаций. В категории Лучшая международная группа сестры Хаим будут конкурировать с Ником Кейвом, возглавляющим The Bad Seeds, группами Vampire Weeke d, Quee s Of The Sto e Age, Arcade Fire и Phoe ix.


Социальные закладки:

Шведы выпустят музыкальные шары для сна

Две шведские фирмы Pjadad и ST решили объединить свои ресурсы и идеи в борьбе с шумами, мешающими полноценному отдыху. Они намерены сконструировать прозрачные "музыкальные сферы" под названием AudioOrb, в которых можно будет слушать любимую музыку или спокойно спать, не отвлекаясь на посторонние звуки.


Звукоизолирующие шары планируется выполнить из прозрачного пластика. Внутри будут установлены 18 динамиков. Для удобства пользователей будет иметься место для лежания, оснащенное мягкими удобными подушками Tempur, которые принимают форму тела, делая сон или прослушивание любимой музыки более комфортными. Прозрачные шары AudioOrb практически полностью блокируют все наружные шумы.


За основу нового изобретения будут взяты индивидуальные передвижные помещения Cocoo, которые компания Micasa Lab разработала для Pjadad. Эти дизайнерские помещения выполнены в виде прозрачных шумоизолированных шаров с удобными мягкими сиденьями и подушками. Пока больше подробностей об AudioOrb шведские разработчики не сообщают.


Социальные закладки:

Рейтинг популярности - на эти заметки чаще всего ссылаются:

январь 2014
пн вт ср чт пт сб вс
1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31