Никитин: наше телевидение умудряется испортить все

Восьмого марта у известного барда Сергея Никитина юбилей. В 1994 году в подарок на его 50-летие Булат Окуджава сочинил стихотворение, где есть строки: Он физик, к стиху прикипевший, Ученый, влюбленный в струну. Как впору ему этот свитер! Как точен аккомпанемент! Он, прежде всего - композитор, Но главное - интеллигент. Прошло двадцать лет. Сергей Яковлевич - давно уже признанный композитор, заслуженный деятель искусств РФ, и вряд ли найдется в России человек, не слышавший его песен.


В интервью Новым Известиям Сергей НИКИТИН рассказал о том, почему он еще не вступил в Союз композиторов, для чего каждый месяц проводит концерт для детей и как на этот раз будет праздновать круглую дату. Сергей Яковлевич, Булат Окуджава написал вам замечательное посвящение. Наверное, это самый памятный подарок вам. А сегодня чьих поздравлений вы особенно ждете?


От Булата Шалвовича это был действительно совершенно неожиданный и дорогой подарок. А еще мы гордимся Царскосельской художественной премией, учрежденной в Ленинграде, - мы с Татьяной получили эту премию в 1997 году. Среди ее учредителей - обожаемые нами люди: Александр Володин, Юрий Шевчук. В том же году премию получал Дмитрий Сергеевич Лихачев, так что мы оказались в очень достойной компании, и особенно дорого для нас прозвучала формулировка нашей премии: За многолетнюю преданность русской поэзии.


А вообще, я никогда ничего такого специального не жду. Мои близкие друзья, мои родные люди меня поздравят, и этого будет вполне достаточно. Большие юбилеи - дело утомительное? Знаете, я так жду 11 марта, когда все эти мероприятия останутся позади, потому что это огромная нагрузка, и так много забот! Мы с Татьяной решили отметить юбилей трудовыми подвигами: у нас будет пять больших концертов. В Высшей школе экономики, в Центре авторской песни, в городе Троицке у коллег-физиков.


Восьмого марта будет главный концерт в театре Фоменко. Там вместо того, чтобы отдыхать и пьянствовать с друзьями, мы с Татьяной будем работать в любимом нами театре. Девятого марта будем справлять день рождения с коллегами по бардовской песне в Гнезде глухаря. Десятого мне придется слетать на один день в Сочи для участия в концерте для паралимпийских спортсменов. Это мероприятие пройдет вместе с фондом Мир искусства, которым руководит Влад Тетерин, я с ними дружу вот уже несколько лет.


11 марта в Центральном доме литераторов будет вечер, посвященный одному из самых любимых писателей - Фазилю Искандеру, и мы с Татьяной обязательно придем поздравить Фазиля Абдуловича с 85-летием. Знаменитый французский композитор и дирижер Поль Мориа назвал вас одним из лучших советских композиторов - к удивлению и неудовольствию профессионального Союза композиторов.. Все было на самом деле не так пафосно.


Просто на следующий день после нашей с ним встречи в Обществе дружбы СССР - Франция он был в Союзе композиторов и там обмолвился, что ему очень понравилось наше с Таней выступление, а еще отметил мелодию Под музыку Вивальди, которую мы сочинили вместе с Владимиром Берковским. И это его высказывание вызвало некоторое неудовольствие у некоторых членов СК, вот и все.


А вы, кстати, вступили с тех пор в Союз композиторов? По настоянию родственников я как-то поднял этот вопрос, и вроде там даже не против, но есть одно обстоятельство: у меня нет профессионального музыкального образования. Возможно, для меня сделают исключение, потому что написано довольно много музыки к фильмам и спектаклям и более четырехсот песен.


Было время, когда мне туда очень хотелось, а сейчас это не актуально, но, наверное, нужно. Сергей Яковлевич, ваши мелодии любимы и узнаваемы сотнями тысяч людей, но хочется услышать, сочинением каких песен вы сами гордитесь? Трудно сразу вспомнить.


Вот, пожалуй: Когда мы были молодые, Переведи меня через Майдан, Брич-Мулла, Диалог у новогодней елки, Сон об уходящем поезде, Резиновый ежик. А еще есть какие-то мои личные достижения, не очень известные широкой публике, но также любимые мной песни на стихи Давида Самойлова За городом, на стихи Александра Блока Ветер принес издалека, на стихи Арсения Тарковского Отнятая у меня.


Авторская песня, классиком которой вы давно являетесь, была в свое время некоей формой протеста бюрократизму, удушливому застою, была глотком свежего воздуха, искренности. Что сегодня происходит с бардовской песней, исполняет ли она подобные функции?


Функция выживания даже усилилась в нынешней обстановке тоталитарного, бюрократического капитализма, когда материальная сторона вышла на первый план, когда наше телевидение представляет собой лохотрон во всех отношениях - как в бытовом, так и в политическом. Сегодня адекватное существование авторской песни - камерные театральные залы, бард-кафе.


И сегодня есть нелегкая задача: сохранить в себе Человека, и в этом серьезная авторская песня играет чрезвычайно важную роль, как, впрочем, и театр, и хорошая литература.. Читать стали, к сожалению, меньше. Такой статистики нет, читают просто в другом формате - в Интернете. И песни там легче найти и послушать.


Те, кто интересуется, сразу находят все, что нужно, - в Интернете. Кстати, юбилейный вечер Неподведенные итоги, который состоится 8 марта в Мастерской Петра Фоменко, будет транслироваться в Сети, можно будет в онлайн-режиме посмотреть на сайте Cultu.ru.


Социальные закладки:

Роботизированый протез из барабанщика сделал трехрукого киборга

Профессор Гил Вайнберг уже создал группу роботов музыкантов в своей лаборатории в Джорджии. Следующее его творение - робот, который может быть присоединен к ампутированным конечностям, сообщает kara ti. Эта технология позволяет применять протезы к людям. Роботизированный протез-барабанщик имеет моторчики, которые управляют барабанными палочками. Первая палка находится в руке музыканта и приводится в движение при помощи электромиографических датчиков мышц.


Другая палка слушает музыку и импровизирует. Вторая палочка имеет собственный разум, - сказал Вайнберг, директор-основатель Georgia Tech Ce ter for Music Tech ology. По сути, барабанщик становится киборгом. Это интересно, смотреть, как он играет, а часть его руки импровизирует сама, он ее полностью не контролирует. Протез был создан для Джейсона Барнса, барабанщика, которого поразило электрическим током два года назад, и он потерял часть правой руки.


Студенты института музыки и медиа из Атланты создали свой собственный протез вскоре после аварии. Но он был не очень подвижный. Он мог бить в барабан, сгибаться в локте вверх и вниз, но не мог контролировать скорость и отскок палки без запястья и пальцев. В этот момент и вмешался Вайнберг, который создал устройство, реагирующее на электрические импульсы в руке Барнса. Теперь я могу играть и посылать сигналы на компьютер, который натягивает или ослабляет механизм с палкой, что позволяет контролировать отскок, - сказал Барнс.


Вайнберг, который является создателем робота-перкуссиониста, пошел дальше и добавил вторую палку и дал ей музыкальный разум. Джейсон может полностью контролировать палку, - сказал Вайнберг. Или может позволить ей играть самой на свой страх и риск. Вайнберг говорит, что такие технологии в будущем можно будет использовать для различных целей, например хирургам или астронавтам выполнять сложные операции. По материалам: kara ti.


Социальные закладки:

Рейтинг популярности - на эти заметки чаще всего ссылаются:

март 2014
пн вт ср чт пт сб вс
1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31