Музыка режима

В1947 году немецкий композитор Рихард Штраус жил в швейцарском курортном городе Баден близ Цюриха. Там же отдыхал и писатель Герман Гессе. Баден - городок маленький, в нем трудно не столкнуться друг с другом.


При встрече 83-летний Штраус учтиво приподнимал шляпу, обнажая убеленную сединами голову, а желчный 70-летний Гессе отворачивался: он считал Штрауса коллаборационистом, сотрудничавшим с нацистским режимом, хотя суд по денацификации оправдал композитора. Гессе, порвавший с Германией еще в годы Первой мировой войны, был беспощаден к немцам. Его друг и вынужденный изгнанник Томас Манн занимал несколько иную позицию.


Сейчас в русской блогосфере бродит цитата из его письма к коллеге, написанного в сентябре 1945 года: "Непозволительно, невозможно было заниматься "культурой" в Германии, покуда кругом творилось то, о чем мы знаем. Это означало приукрашивать деградацию, украшать преступление..


Дирижер, который, будучи послан Гитлером, исполнял Бетховена в Цюрихе, Париже или Будапеште, становился виновным в непристойнейшей лжи - под предлогом, что он музыкант и занимается музыкой и больше ничем. Но прежде всего ложью была эта музыка уже и дома".


Тиражирование цитаты приурочено к злободневному поводу - обструкции, с которой сталкиваются на Западе российские музыканты, подписавшие пресловутое письмо в поддержку позиции президента по Украине и Крыму. Но у послания Манна есть еще начало и конец.


Во-первых, оно адресовано Вальтеру фон Моло - беллетристу, который все годы нацизма оставался в Германии, хоть и не участвовал в преступлениях режима. Во-вторых, Манн признает: "Нам за границей легко было вести себя добродетельно и говорить Гитлеру все, что мы думаем. Я не хочу ни в кого бросать камень". Становится ли ложью музыка, если она исполняется при диктатуре?


Спорное утверждение. Сам же Манн в том же письме удивляется, почему нацисты не запретили "Фиделио" Бетховена - "оперу, по самой природе своей предназначенную для праздника немецкого самоосвобождения". Нет, музыка не лжет. И еще неизвестно, сколько душ спасли Шостакович и Прокофьев, творившие в страшные годы сталинизма. Кто сегодня помнит, при дворе каких Это только дилетантам кажется, что музыка - это замысловатые крючочки на нотном стане.


На самом деле музыка рождается и умирает заново с каждым исполнением монархов служили Бах, Гендель и Моцарт, по какому придворному случаю написан "Мещанин во дворянстве" Мольера? Гете служил министром у герцога Карла Августа Саксен-Веймар-Эйзенахского и вел переговоры о предоставлении внаем солдат герцогства - среди прочего они воевали в составе английской армии против восставших североамериканских колоний.


Тютчев воспевал в стихах кровавые подвиги Муравьева-вешателя в Польше. А как интеллигенция возмущалась Блоком за "Двенадцать" и за то, что он читает поэму революционным матросам за ржавую воблу и фунт крупы! Можно вспомнить травлю дирижера Даниеля Баренбойма за то, что он, еврей, выступает в поддержку прав палестинского народа и исполняет Вагнера, которого любил Гитлер. Однажды на пресс-конференции в Израиле у одного из журналистов вдруг зазвонил мобильник - рингтон оказался "Полетом Валькирий".


Баренбойм изумился: если можно пользоваться Вагнером в телефоне, то почему нельзя играть его в концертном зале? Это только дилетантам кажется, что музыка - это замысловатые крючочки на нотном стане. На самом деле музыка рождается и умирает заново с каждым исполнением.


Меломаны Нью-Йорка до сих пор не могут забыть грандиозный проект "Все симфонии Малера", осуществленный Валерием Гергиевым в 2010-2011 годах. Для них идея заменить дирижера на этих концертах прозвучала бы дико.


Пикеты на концертах и спектаклях российских маэстро напоминают протесты, с какими сталкивались на Западе советские артисты, - это ложная мишень. Неужели же, собираясь в оперу, я должен выяснить политические взгляды дирижера и солистов, проверить, не подписывали ли они каких-нибудь петиций, с которыми я не согласен?


А что если они и вправду так думают? Отворачиваясь от Рихарда Штрауса, Герман Гессе не знал, что в то время Штраус писал вокальный цикл "Четыре последние песни" на его стихи..


Социальные закладки:

Комментарии к этой заметке больше не принимаются.

Все заметки категории «Новости»

Рейтинг популярности - на эти заметки чаще всего ссылаются:

июнь 2014
пн вт ср чт пт сб вс
1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30