Дирижер Владимир Спиваков отметил 70-летний юбилей

12 сентября Владимир Спиваков - скрипач и дирижер, президент Московского международного Дома музыки, общественный деятель и меценат - отмечает 70-летие. Юбилей маэстро совпал с другими, не менее значительными датами в его жизни и творчестве: 35 лет прошло со дня основания камерного оркестра "Виртуозы Москвы", 20 лет исполнилось Международному благотворительному фонду Владимира Спивакова, 10-летие отметил недавно Национальный филармонический оркестр России.


Это правда, что в детстве родители едва ли не силой заставляли вас заниматься музыкой? Владимир Спиваков: Правда. Так и надо, вы считаете? Владимир Спиваков: Да, в меру, наверное, надо и заставлять. Мой отец иногда приходил ко мне на уроки в музыкальную школу. Все очень скрупулезно записывал, а затем дома со мной занимался.


У него был свой педагогический метод: папа клал на стол коробок спичек, и за время урока нужно было этот коробок опустошить. То есть я играл пассаж - он вынимал спичку, повторял пассаж - он вынимал еще одну. Так я опустошал коробок. А потом надо было его снова заполнить в обратном порядке. Когда все спички опять оказывались в коробке, занятие заканчивалось. Когда вы впервые почувствовали вкус успеха?


Когда в 13 лет победили на конкурсе "Белые ночи"? Или это произошло на Монреальском международном фестивале? Или на конкурсе Чайковского? Владимир Спиваков: Конкурсы для меня всегда были кошмарным мероприятием. Я вспоминаю о них без всякого удовольствия. Вам чего-нибудь не хватает сегодня? Владимир Спиваков: Наверное, покоя. В каком смысле?


Владимир Спиваков: Когда вы ответственны за других людей, хочется некой высшей справедливости. Она, как я ее понимаю, заключается в способности отказаться от чего-то для себя самого, чтобы не нарушить права ближних.


Когда я создавал Национальный филармонический оркестр, я для того, чтобы зверски работать с ним, вынужден был отказаться от своих сольных выступлений. Думаю, что за первые четыре года я потерял примерно двести собственных выступлений. Это был, безусловно, серьезный удар по финансам моей семьи. На Западе концерты оплачиваются совсем ведь не так, как в России. Так что гонорарами пришлость пожертвовать. Но я пошел на это.


Создание "Виртуозов Москвы" в этом смысле, наверное, тоже было жертвой с вашей стороны? Вы были уже состоявшимся скрипачом, у вас удачно складывалась сольная карьера.. Владимир Спиваков: Конечно, здесь я тоже многим пожертвовал. Хотя, надо сказать, к созданию "Виртуозов Москвы" меня подтолкнули обстоятельства. В конце семидесятых меня пригласили в Чикагский симфонический оркестр.


Но в это время случилась война в Афганистане - и девять лет было выброшено из культурного общения: никто из советских мастеров искусств не ездил в Америку. После этого я организовал "Виртуозов Москвы". В составе этого оркестра на первых порах был Юрий Башмет. Потом ваши пути разошлись. Вы спокойно расстались?


Владимир Спиваков: Абсолютно. Я думаю, почти все, что делал потом Башмет, он делал вдохновляемый примером "Виртуозов Москвы". Приступая к созданию собственного оркестра, вы ощущали себя лидером? Владимир Спиваков: Я не акцентировался на собственной персоне. Но внутренне чувствовал, что люди идут за мной.


Потому что, когда человек сам увлечен, он способен увлечь других. Значит, лидерские качества вы ощущали в себе? Владимир Спиваков: Да, причем с детства. Учась в Москве в Центральной детской школе, я жил в интернате и был старостой спальни. Вначале - взрослой, а потом меня перевели к детишкам, которые не хотели укладываться спать.


Они меня все ждали очень, потому что я им рассказывал всякие сказки, истории, читал Куприна, Паустовского, Антуана де Сент-Экзюпери.. Как соотносятся успех и слава? Владимир Спиваков: Успех - это еще не слава. Что же такое успех? Это самоощущение или признание публики? Владимир Спиваков: Я думаю, первое. А слава? Владимир Спиваков: Это тоже твое собственное понимание сделанного тобой.


Например, Наполеон считал, что его славу составляют не сорок выигранных сражений, а созданный им Гражданский кодекс. К успеху можно привыкнуть? Или всегда существует боязнь неудачи, провала? Владимир Спиваков: Ну, полного провала, надеюсь, у меня быть не может. На вашем творческом пути случались препятствия? Владимир Спиваков: Очень много. Например, я несколько лет был невыездным. В.В.)


Виртуозов Москвы" в Венгрию? Владимир Спиваков: Нет, Демичев как раз помогал. Благодаря Демичеву выехал Женя Кисин, которого не выпускали. А я оставался невыездным. В какой-то момент я лишился всех гастролей за границей и мог играть только в Советском Союзе. Вам не объяснили - почему? Владимир Спиваков: Я этим не интересовался. Когда я встретился с Караяном, он мне сказал: "Я вас трижды приглашал на свой фестиваль и все время получал письменные ответы от советских чиновников, что вы нездоровы или что вы находитесь на гастролях в Сибири.


И только потом я узнал, что вас просто не выпускали". У вас были конфликты с властью в тот период? Владимир Спиваков: Никаких конфликтов с властью у меня никогда не было. На этот счет хорошо высказался Диоген. С властью, заметил он, нужно вести себя как с огнем - не подходить слишком близко, иначе можешь сгореть, но и не удаляться слишком далеко, иначе можешь замерзнуть.


Социальные закладки:

Комментарии к этой заметке больше не принимаются.

Все заметки категории «Новости»

Рейтинг популярности - на эти заметки чаще всего ссылаются:

сентябрь 2014
пн вт ср чт пт сб вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30